Атлас мира Оригами

Государственный Дарвиновский музей, Москва, 28 апреля - 28 мая 2000 года

Фотографии с выставки Всё когда-то каждым из нас делалось впервые. Первые шаги малыша, первые слова, первое свидание. Каждый из участников выставки, прошедшей в Москве, когда-то сделал свои первые шаги в оригами, сказал первое слово в искусстве складывания бумажного квадрата, впервые увидел коллег и показал свои первые работы. Одни прошли в оригами длинную дорогу, другие только начинают свой путь. Кому-то уже посчастливилось совершить невероятные открытия и ощутить удивительную притягательность этого древнего японского занятия. Другие только постигают азбуку оригами, его неповторимый пластический язык.

Оставаясь на протяжении веков камерным искусством, оригами объединяет тысячи людей из самых разных уголков Земли. Сегодня мир оригами - это небольшие клубы и международные объединения оригамистов, множество самых разных газет, журналов, книг для детей и взрослых, начинающих и знатоков. Оригамисты имеют возможность общаться, делиться новостями, обнародовать свои неповторимые модели и знакомиться с работами коллег не только благодаря множеству печатных изданий, но и встречаясь на конференциях оригами или принимая участие в оригамных выставках.

Проведение международной выставки оригами - явление для России новое. Несмотря на то, что первая российская выставка оригами была устроена в Москве ещё в 1988 году, до настоящего времени для устроения той или иной выставки приглашались лишь члены местного объединения оригамистов. В Москве оригамные выставки создавались лишь силами московских оригамистов, в Санкт-Петербурге - санкт-петербургскими, в Казани - казанскими. Это, с одной стороны, упрощало процесс устроения выставки, с другой, в значительной мере ограничивало разнообразие представляемых работ.

Идея провести выставку оригами силами мастеров из разных стран возникла год назад, во время многочисленных встреч на Конвенции Оригами в Нью-Йорке в 1999 году. И не только провести в одной стране, а показать эту выставку в разных городах и разных странах. Так появился проект "Путешествующая выставка". Её устроителем стал первый Международный Музей Оригами в Москве. А партнёром выступили различные объединения оригамистов. И в первую очередь Origami USA, внёсшая огромный вклад в осуществление замысла благодаря усилиям V'Ann Cornelius и множеству оригамистов Америки.

Почти целый год собиралась эта уникальная выставка. Различными путями попадали в Москву работы из США, Израиля, Франции, Японии, Колумбии, Гонконга, Венгрии, Англии, Кореи, из множества городов и сёл России и Беларуси. Большая часть этих работ по желанию их авторов предлагалось оставить в архиве Международного Музея Оригами. Таким образом, к началу апреля собрание Музея Оригами составило около 1000 работ почти 400 оригамистов. Помимо собственно оригамных моделей в библиотеку Музея было передано множество периодических изданий из разных стран, фото- и видеоматериалы, авторские диаграммы. Устроители не случайно назвали выставку "Атлас мира Оригами". Под одной крышей собрались оригамисты, представляющие разные страны, как географические карты, собранные под одной обложкой атласа. И как различны страны на Земле, так различны были работы, проедставленные на выставке.

Вход на выставку Выставка разместилась в помещении Государственного Дарвиновского музея в Москве. Это уже вторая выставка оригами, представляемая в этом здании. Выставочная площадь составила 250 кв. метров. Не совсем удобные для представления изделий оригами витрины Дарвиновского музея были оборудованы таким образом, чтобы каждая работа могла быть рассмотрена посетителями отдельно. При этом решался общий вид всей выставки в соответствии с её названием и концепцией - "Путешествующая выставка". В качестве партнёра по устроению выставочного пространства выступила шведская фирма "IKEA", предоставившая превосходное оборудование.

Мастер-класс Дэйва Брилла Для участия в церемонии открытия выставки и проведения нескольких мастер-классов в Москву из Великобритании прибыл Дэйв Брилл. Его визит вызвал огромный интерес у российских оригамистов, а уроки мастера стали значительным событием выставки. Помимо работ Дэйва Брилла британское оригами в Москве представлял и Пол Джексон. "Оригамные абстракции" Пола Джексона названы посетителя в числе наиболее интересных.

Множество посетителей выставки, а это 30 тысяч человек, подолгу задерживались у стенда, где располагались "Розы" Тошикази Кавасаки (Япония). А некоторые особо возвращались в музей по несколько раз, чтобы ещё раз полюбоваться на работы мастера. Не меньшее восхищение вызвала и "Маска" работы Эрика Жуазела (Франция).

Целая витрина была отдана для представления работ Джереми Шафера. Его двигающиеся модели вызвали восторг у детей, посетителей выставки.

Особое место заняли модели, присланные из Колумбии Хосе Томасом Бутраждо и Хосе Арле Морена. А для российских оригамистов интерес представили не только сами работы, но и бумага из сахарного тростника, используемая колумбийцами.

Очень выразительны были работы мастеров из Гонконга: Дэвида Чана, Вонг Сана и Янсона Чоу. И, прежде всего, "Китайский дракон", получавший множество восторженных отзывов.

Петер Будаи и другие мастера Венгерского Центра Оригами, показали великолепные работы. А новое пока для российских оригамистов направление - складывание из чайных пакетиков Сюзанны Кришкович - привлекло к себе необычайное внимание.

Для посетителей выставки, знатоков оригами, настоящим подарком стали работы Марка Киршенбаума, известные пока в России лишь по публикациям в журналах.

Особое место в выставке заняли работы Перри Бейли. Его модели прибыли в Москву через неделю после того, как стало известно о скоропостижной смерти замечательного оригамиста.

Израильский Центр Оригами покахад очень интересные периодические издания, которые привлекли внимание детворы. Флексагоны, вертушки, и другие игрушки - это то, что всегда находит интерес среди детей любого возраста.

Среди иностранных участников наиболее широко были представлены американские оригамисты. Более 70 работ, среди которых и модели, уже известные российским оригамистам, и новые работы, вызвавшие восхищение взрослых и детей. Ещё раз хотелось бы выразить огромную благодарность V'Ann Cornelius, взявшей на себя огромный труд по устроению и пересылке американской части выставки. Благодаря её усилиям все работы были доставлены в Москву в прекрасном состоянии. А превосходно подобранные контейнеры для упаковки моделей позволяют перевозить эти работы и дальше, по маршруту "Путешествующей выставки".

Среди работ американских оригамистов были и неповторимые работы Нэнси Бьёрдж. Пять превосходных композиций, доставленных в Москву, несмотря на многочисленные сложности, связанные с их перевозкой. Эти работы, несомненно, украсили выставку.

Особую благодарность хотелось бы выразить Флоренс Темко, одной из первых откликнувшейся на предложение о проведении такой выставки и передавшей Музею оригами свою книгу и работы. Так же как и Майкл ЛаФоссе, передавший одну из лучших своих книг Международному Музею Оригами.

Большая часть выставки была посвящена оригами в России. Свои работы показали дети и взрослые из самых разных городов. На выставке были показаны как авторские модели российских оригамистов, так и модели известных мастеров.

Интерьер выставки

Наиболее многочисленны были экспозиции Казанского центра оригами и работы, присланные из Санкт-Петербурга. Мастерами Казани и Санкт-Петербурга был показан высокий уровень и особый художественный почерк работ. Посетители выставки отметили, большинство работ в своих многочисленных отзывах, особо выделяя композиции Веры Ярославцевой и Аси Шагиахметовой (Казань), Светланы Соколовой, Натальи Василенко, Кати Языковской, Глеба Яковлева (Санкт-Петербург).

Восторг у посетителей вызвали цветочные композиции Елены Рыжковой (Белгород), работы детей-инвалидов из города Саратова, удивительные композиции и оригамная книжка-сказка, присланные из поселка Ясногорск (Забайкалье), работы оригамистов из Московского Клуба Оригами и многие другие. К сожалению, мы не имеем возможности перечислить всех участников выставки. Можно только сказать, что все работы были прекрасны, и каждая была по-своему неповторима. Мы хотим искренне поблагодарить всех, приславших свои работы на международную выставку "Атлас Мира Оригами". Все участники выставки удостоены дипломами и каждому вручён каталог выставки.

Дерево пожеланий Устроители постарались каждый день выставки, а это целый месяц, наполнить какими-либо событиями. Для гостей выставки было устроено множество праздников. Это и День Журавлика, День летающих оригамных моделей, День Воздушных змеев, День упаковщиков подарков, Дни детских журналов и множество других. В выставочном зале располагалось дерево, на которое каждый посетитель имел возможность повесить небольшую полоску бумаги с пожеланием. Для детей устроители выставки приготовили огромный картонный дом, в котором с удовольствием играли малыши. А взрослые посетители имели возможность сложить под руководством консультантов традиционного журавлика. Эти журавлики (несколько тысяч) составили великолепную гирлянду. Эта гирлянда оригамных журавликов и книга отзывов были переданы в дар в мэрию Москвы.

Выставка в Москве закрылась. Но это не конец, а только начало большого путешествия огромного собрания поделок оригами, собранных со всего мира. Следующая остановка - город Будапешт, Венгрия, где 11 августа 2000 года откроется Конференция Оригами.
 

Нина Острун
Директор Международного Музея Оригами


| Начало || Новости || Азбука || Фигуры || События || Лаборатория || Фотоальбом || Во всём мире || Книга гостей || Copyright || Содержание || Пишите нам! |
 
© Клуб Оригами, Москва, 1997-2010. Design © St.B., 1997-2000
Поддержку и сопровождение страницы осуществляет компания "Зенон Н.С.П."