Оригами на пороге века

"У каждой выставки свой порог"

Фотографии с выставки Казалось бы, оригами в Москве появилось совсем недавно. Лет двадцать московского оригами для пятнадцативековой традиции японской культуры - это совсем немного. Что можно создать за такой срок? Оказывается очень много! Стоит только захотеть. Но сначала нужно собрать любителей, энтузиастов оригами. Затем, создать Клуб, в котором эти энтузиасты смогли бы встречаться. Найти денег, чтобы Клуб смог существовать, обучать других любителей, создавать уникальные модели, устраивать выставки. Тогда можно говорить и о том, что в Москве возникли свои обычаи оригами. И появился свой, московский стиль, непохожий ни на что.
Так, примерно, всё и произошло. Два энтузиаста, Михаил Максимович Литвинов и Роман Свиридов, собрали любителей, энтузиастов оригами. Затем, создали Клуб, нашли деньги. Когда Клуб начал работать, помогли любителям научиться тому, что знали и умели сами. В активе Клуба появилось множество самобытных работ, а в "послужном списке" - множество выставок.
Сегодня, Московский Клуб Оригами - это объединение большого числа любителей, ставших профессионалами. Но речь не об этом. А о выставке.
В этом году москвичи решили провести необычную выставку. В какой-то мере, выставка эта должна была стать итоговой. И название ей дали соответствующее: "Оригами на пороге века". Почему так? Так ведь, век на исходе. Пора подводить итоги. Что сделали за прошедшие сто лет? С чем придём в следующее тысячелетие? Человек, далекий от оригами, может спросить: "Век, конечно, заканчивается, но при чём тут оригами?" А ведь учёные утверждают, что за оригами - будущее и что двадцать первый век - это век бумаги.

Фотографии с выставки Но вернёмся на выставку. Москвичи постарались собрать всё, что так или иначе сможет показать прошлое, настоящее и будущее оригами. Были приглашены все, кто когда-то начинал в Московском Клубе Оригами, кто был связан с Москвой деловыми, творческими или просто дружескими связями, кто и сейчас составляет костяк Клуба Оригами. И люди собрались. Даже те, для кого оригами стало лишь трамплином для дальнейших творческих поисков. И в этом, нынешняя выставка резко отличалась от большинства, проводимых Московским Клубом Оригами ранее. Фотографии с выставки Вы можете увидеть в "Фотоальбоме" ("Оригами на пороге века").
Непривычной была и выставочная площадка. Никогда раньше выставки оригами не располагались в Центральном Доме Художника. Да и само помещение было совершенно необычным для оригамистов. Огромный зал с низким потолком и скудным освещением. Но... "глаза боятся, а руки делают". Разве это трудности? Наоборот! Чем сложнее, тем интереснее.
Занимаясь подготовкой, члены Клуба, прежде всего постарались выделить основные блоки, темы, которые надлежало отразить в выставке. Затем, разбили работу между участниками. И к моменту монтажа сложились определённые "острова" оригами, так или иначе представляющие прошлое, настоящее и будущее древнего искусства.
Внимательный посетитель смог выделить эти три большие острова, три группы, составляющие выставку.

Фотографии с выставки Первая группа изделий, конечно, состояла из известных фигурок. Это, своего рода, Прошлое. В этой части, выставка смогла покахазать оригамные обычаи Японии. Так, можно было полюбоваться на дивную, изящную пирамидку с традиционными куклами, выполненную И.Касаткиной. Именно такие пирамидки до сих пор выставляются в японских домах на традиционном Празднике девочек. Или поразиться яркой гирлянде из Тысячи журавликов, работы Алексея Киселёва. Это тоже дань древнему обычаю. Многим гостям очень хотелось пересчитать поделки. А вдруг там не тысяча? Или цепочки журавликов Игоря Коротеева, словно сошедшие со страниц первой книги по оригами, вышедшей в 1797 году "Sembazuru Orikata" или "Как сложить тысячу журавликов". А в центре зала решено было вывесить магические шары - Кусудамы. И если в древней Японии кусудамы отгоняли злых духов от жилища, то в ЦДХ эти разноцветные шары выполняли роль оберегов. Необычайно радостно, нарядно выглядела эта сборка, включившая в себя работы по существу всех членов Клуба.
Вторая часть выставки посвящена была авторским, самобытным изделиям. Это - Настоящее, сегодняшний день, оригами.

Фотографии с выставки За всё время существования Московского объединения оригамистов, авторских моделей возникло множество. Конечно, все они не могли быть представлены на выставке. Однако, всё же удалось покахаьб наиболее интересные, яркие изделия. Перечисление авторов, пожалуй, заняло бы слишком много места. Ведь совершенно у всех оригамистов есть свои собственные разработки, и все они постарались показать хотя бы по одной авторской работе. Но стоит отметить, что особую радость доставили работы юных, но необычайно опытных, оригамистов - Павла Борисова, Оли и Саши Сугаковых. А также авторские модели начинающих оригамистов, привезённые из Белоруссии. Если говорить о ценности авторских произведений, то, пожалуй, работы молодых оригамистов представляют наибольший интерес и наибольшую ценность. Ведь именно они должны стать связующим звеном между Настоящим и Будущим.
Третий блок, третья часть выставки была полностью отдана новейшим технологиям, новым направлениям оригами и представлению современных областей применения древней методики преобразования плоскости. Значительная часть выставки была отдана оригамике - новому направлению, созданному Михаилом Литвиновым. Складчатые структуры, чудные животные, "мобили" радовали и поражали не только новичков, но и знатоков. Применение оригамной методики складывания листа в промышленности, представленное инженером из Обнинска А.Степановым, вызвало целую волну интереса. Его неповторимые конструкции не имеют подобий в мире.
К Будущему можно было отнести и размещение на стенде на вернисаже компьютера с представлением страницы Московского Клуба Оригами в Интернет. Это огромная удача москвичей.

Фотографии с выставки Перечисление лучших работ, представлявшихся на выставке в ЦДХ - дело неблагодарное. Для того, кто посетил в эти дни выставочный зал, такое перечисление бессмысленно. А для тех, кто не был на выставке, список работ ни о чём не скажет. Более 40 участников, несколько сотен работ, необычное художественное решение выставки, тысячи посетителей. Пожалуй, ЦДХ не пожалел, что решился на размещение выставки оригами в своих стенах. Выставка удалась!
Любой рассказ о прошедшем событии не обходится без критики. С одной стороны, всё хорошо не бывает. С другой, выявление недостатков должно помочь избежать их в будущем. Были ли недостатки у этой выставки? Конечно были. И отдельные композиции не были полностью продуманны, и на стенды попали работы, лишённые художественного вкуса, и информационная часть не в полной мере отразила все стороны оригами. Но мелкие недочёты с лихвой скрашивались искренней радостью и воодушевлением создателей. А постоянная работа на стендах представителей Клуба в дни проведения выставки помогала утолить некоторый информационный голод.
За годы своего существования Московский Клуб Оригами провёл немало выставок. И выставка в ЦДХ в октябре 1997 года заняла достойное место в их числе.
Заканчивая этот небольшой рассказ, хочется вспомнить тех, без чьей помощи, поддержки, подвижнического труда эта выставка не могла бы состояться. Прежде всего, это Посольство Японии. Ведь выставка была частью большого фестиваля "Японская осень - 97". Конечно, это и руководство Центрального Дома Художников, рискнувшее пойти на этот опыт. И, конечно, это актив Клуба - Михаил Литвинов, Роман Свиридов, Игорь Коротеев, Татьяна Андреева, Нина Острун, Алексей Киселёв, Светлана Опаричева. Именно их усилиями удался очередной опыт Московского Клуба Оригами.
 

Нина Острун


| Начало || Новости || Азбука || Фигуры || События || Лаборатория || Фотоальбом || Во всём мире || Книга гостей || Copyright || Содержание || Пишите нам! |
 
© Клуб Оригами, Москва, 1997-2010. Design © St.B., 1997-2000
Поддержку и сопровождение страницы осуществляет компания "Зенон Н.С.П."